Обладает ли камера интеллектом?
Если вы натура творческая и хотите получать не просто „фотки", а фотографии, то придется смириться с тем, что никакая, даже самая совершенная автоматика не заменит голову фотографа. Хотя для типичных сюжетов уровни „интеллекта" современных цифровиков
вполне достаточно, в некоторых случаях без ручных корректировок не обойтись.
Следует понимать, что любая экспосистема воспринимает и оценивает лишь общий уровень яркости обьекта или группы объектов, попавших в кадр, независимо от их размеров, форм и цвета (хотя сейчас конпрукторы некоторых компаний пытаются научить автоматику распознавать снимаемые сюжеты...). Поэтому снимки с солнцем в кадре часто оказываются слишком темными - экспонометр реагирует на солнце как на просто яркий объект в числе прочих объектов сцены, и автоматика сильно уменьшает экспозицию. Точно так же экспонометр не поймет, что если на фоне сплошного черного занавеса перемещается фигура в белом, то в снимке все должно остаться точно так же. Если вы не вмешаетесь в его работу, то занавес получится серым, а фигура выбелится до потери большинства деталей.
В обратной ситуации - когда в снимке много белого (как на приведенной фотографии снежного склона) - без вмешательства в работу экспоавтоматики вы получите унылый серый снимок. Однако достаточно ввести экспо-коррекцию (например, +1.5-2 ступени в „снежном" случае и -1.5-2 в случае с занавесом) - и все тона вашего снимка волшебным образом вернутся на свои законные места. Поэтому первым шагом на пути к овладению премудростями экспонометрии для вас должны стать эксперименты с экспокоррекцией, которая есть в каждой современной цифровой камере.
Постарайтесь запомнить два простейших правила: если снимок получается слишком темным, воспользуйтесь экспокоррекцией „в плюс", если слишком светлым, то „в минус". И почаще смотрите на гистограмму, чтобы научиться соотносить ваши манипуляции с параметрами камеры и результат сьемки!